Сегодня 40 лет со дня первого зимнего восхождения на Эверест.
17 февраля 1980 года Кшиштоф Велицкий и Лешек Чихи достигли высотного полюса Земли. Это было поистине историческое событие, которым поляки навсегда вписали себя в историю мирового альпинизма. С этого восхождения, по сути, начался «золотой век» польского альпинизма, о котором подробно и захватывающе пишет в своей книге «Альпинисты свободы» Бернадет Макдональд - http://bit.ly/39HWZgc (можно купить в «Спорт-Марафоне»).
«…Альпинисты были измотаны, а время было на исходе; срок действия пермита истекал 15 февраля. В приказах из Катманду чётко значилось, что после 15-го подниматься на гору было запрещено. С этого момента они обязывались свернуть лагеря и начать спуск в долину.
Анджей знал, что им не удастся взойти до 15-го числа, поэтому отослал носильщика, чтобы передать сообщение в Министерство туризма с просьбой продлить срок действия пермита.
Чего он не учёл, так это того, что носильщик чертовски устал от этой экспедиции: от холода, ветра и бесконечного напряжения. Не уведомив Анджея, он обратился к властям с просьбой о продлении лишь на два дня. Ещё два дня, и его страдания, наконец, закончатся. Два дня — это всё, что у них было. <…>
Кшиштоф и Лешек во второй раз достигли Южного седла 16 февраля. Той ночью температура опустилась до -42° С, небо было облачным, а ветер никак не утихал. Утром 17-го числа, в последний официально разрешённый день, они разгрузили рюкзаки, насколько это было возможно, взяв лишь по одному баллону с кислородом. Шаг за шагом они поднимались по склону. Кшиштоф уже не чувствовал ног, но продолжал идти из последних сил. Они практически не разговаривали. Им это было не нужно. Они знали, что их ждёт.
Остальная часть команды выжидала. С этого момента никто в базовом лагере не мог найти себе места. «Напряжение было невыносимым, – говорил Анджей. – Надежда и отчаяние сменяли друг друга ежеминутно. Шли часы, рации молчали, наше беспокойство было запредельным». В 14:10 они попытались выйти на связь. «Приём. Приём, Лешек. Кшиштоф». Ответа не было. Начали делать ставки: получится у них или нет? Шутили, не отрезать ли, мол, пальцы в качестве жертвоприношения. Может, их жертва принесёт удачу. Но сколько отрезать, один или два?
В 2:25 голос Лешека загремел по рации:
— Как слышно? Как слышно? Приём!
— Вас не слышно! Повторите! Повторите!
— Угадайте, где мы?
— Где вы? Приём.
— На вершине. На вершине».
Источник фото: Wspinanie.pl